«Ромка, Фомка и Артос», «Ордалия», «Так было»: путеводитель по творчеству тюменского писателя Константина Лагунова

В этом году исполнится сто лет со дня рождения известного тюменского писателя Константина Яковлевича Лагунова. Столетие — прекрасный повод ознакомиться с произведениями юбиляра.

Писатель, публицист, историк, педагог

Константин Яковлевич Лагунов (16 сентября 1924 — 19 июля 2001) — человек, без которого невозможно представить тюменскую литературу. Он не только оставил богатое литературное и публицистическое наследие, но и внес значительный вклад в развитие словесной культуры региона. В советские годы руководил областными книгоиздательством и писательской организацией, проводил большие литературные мероприятия, вел уникальные творческие семинары, на которых рождались первоклассные литераторы и журналисты, помогал в публикации первых книг прозаиков коренных народов Севера. В 1992 году основал и возглавил кафедру журналистики в Тюменском госуниверситете. Издавал произведения студентов в книжной серии «Приметы XX века».

Константин Яковлевич получил множество государственных наград и удостоен званий «Почетный гражданин города Тюмени» и «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Тюменский союз журналистов даже учредил премию им. К. Я. Лагунова «Публицист года». Его произведения экранизировали и ставили на театральных сценах. В Тюмени фамилию писателя носят парк и детская библиотека, созданы посвященные ему мемориальная доска (по адресу ул. Ленина, 69а, где Константин Лагунов жил с 1961 по 1976 годы) и стрит-арт.

Обычно Константина Лагунова вспоминают как автора детских книг, среди которых «Ромка, Фомка и Артос» и «Городок на бугре». На самом деле творческое наследие Константина Яковлевича куда богаче и включает в себя множество серьезных романов, рассказов, повестей и очерков об освоении Тюменского севера, об истории Западной Сибири, о духовной культуре края, а главное — о жизни сибиряков.

lagunov.jpg Источник: Электронная библиотека тюменского писателя

Литератор за пределами Тюмени

Творчество преимущественно тюменского писателя берет начало в Таджикистане, где К. Я. Лагунов несколько лет жил и работал. В Душанбе издана его первая книга — повесть «Своей тропой» (1958) о становлении советского юноши. Многочисленные очерки, рассказы и стихи опубликованы в таджикских газетах и литературных журналах. Публицистический талант Константина Яковлевича и его интерес к людям труда привели к созданию сборника очерков «Только вперед» (1958) о таджикских комсомольцах. «Утро золотой долины» (1961), дебютный роман автора, тоже вышел в столице Таджикистана. Здесь же частично написан второй роман — «Зажги свою звезду» (1964) о трудностях поиска молодым человеком своего места в жизни. Еще стоит отметить, что в разные периоды жизни К. Я. Лагунов выпустил многочисленные сборники очерков, вроде «И никак иначе!» (1962), и сборник рассказов «Ветка полыни» (1967).    

Тюменский сказочник

Константина Лагунова помнят и любят за его повести-сказки для детей. В этих добрых историях писатель рисует запоминающиеся образы храбрости, решительности, верности, трудолюбия и настоящей дружбы — главных ценностей, которые всегда выручают персонажей из тяжелых ситуаций. Почти все сказки написаны рифмованной прозой и благодаря стихотворному размеру читаются весело и легко, как детские стишки. Более того, у каждого сказочного героя есть небольшая песенка, раскрывающая его характер.

Из детских книжек Константина Яковлевича, вероятно, больше всего известны повести-сказки про пса Ромку Ромазана («Ромка и его друзья», «Ромка и медведь»). Они издавались с 1977 года и позже были объединены под одним названием — «Ромка, Фомка и Артос» (1984). Также в конце 80-х вышли три серии одноименного кукольного мультфильма про приключения Ромки и его друзей.

«Жил-был пес. Черный бархатный нос.
Уши — лопушком. Белое брюшко.
Шея — дугой. Хвост — трубой.
Не старик, а бородат. Рыжая бородка.
Бахромой усы висят. Важная походка.
Звали его Ромка Ромазан».

По сюжету сказки, Ромкин хозяин на все лето уезжает на Самотлор (озеро близ Нижневартовска), где будет помогать строить нефтепровод. Псы Ромка, Фомка и Артос отправляются за ним. В путешествии по сказочной тайге, из Тюмени на Север, героям помогают живая техника (Самосвал, Вездеход и другие) и добрые обитатели леса, а противостоит им владыка сонного царства, страшное и дикое чудовище Клык-Клык Грумбумбес. В «Ромке, Фомке и Артосе» автор через фантастическую историю рассказывает об особенностях работы в таежных лесах и о важности труда.

Возрастное ограничение: 6+

В семье Константина Яковлевича жил самый настоящий Ромка Ромазан, черно-белый фокстерьер. Кроме него в доме Лагуновых обитал ньюфаундленд Мишель, который, как и товарищ по хозяину, получил сказку в свою честь.

«Живет в Тюмени черный пес.
И черный хвост.
И черный нос.
От пяток до макушки черней любой чернушки.
С какой ни глянешь стороны, пес черен и красив.
Глаза и те черным-черны.
Чернее чернослив».

Повесть-сказка «Мишель» (1992) во многом похожа на «Ромку, Фомку и Артоса». Храбрый и могучий пес Мишель всегда готов прийти на выручку. Когда зверят похищает коварный монстр Туч Липуч Каракруч и уносит в Полярное царство, главный герой с друзьями отправляются спасать малышей, в чем им помогают лесные обитатели. В повествовании немало места уделяется пейзажам тайги и описанию тюменского севера. Так, персонажи на плоту сплавляются по Туре, Иртышу и Оби, что позволяет писателю познакомить юных читателей с природой и географией родного края.

Повесть-сказка «Белый Пес Синий Хвост» (1995) более фантастична: герои путешествуют по лунной дорожке, а сам Белый Пес в завязке сюжета предстает ожившей игрушкой. Кроме того, в сказке преобладают волшебство и мифологические образы, что отличает ее от историй про Ромку и Мишеля, где многочисленные сказочные элементы тесно соседствуют с условно-реалистичной обыденностью. В остальном писатель придерживается тех же принципов повествования, что и прежде. Сюжет развивается в таежном лесу, где обитают как добрые звери-помощники, так и злые чудища, вроде лешего и оборотня.

Konstantin_Lagunov__Skazki_sbornik.jpeg Источник: LiveLib

Неудивительно, что Константин Лагунов писал повести-сказки рифмованной и ритмичной прозой: вдобавок ко всему прочему он был поэтом. Изданы три небольших сборника его стихов — «Вертолет» (1958), «Перепляс» (1961) и «Сережка-чародей» (1967). Преимущественно это веселые стихотворения для детей в духе Самуила Маршака. Лирические герои играют, пляшут, мастерят и попадают в забавные ситуации. Не обошлось в стихах без восхваления дружбы, трудолюбия и любознательности.


«Управлять мы кораблем
 Будем вместе с другом.
 Земли новые найдем
 За Полярным кругом.
 Ну, вперед, кораблик мой, —
 Ветер в парус бьется,
 Плещут волны за кормой,
 Флаг на мачте вьется».

Есть у писателя и нерифмованная проза для детей, например повесть-сказка «Городок на бугре» (1966). Ее идея пришла Константину Яковлевичу, когда он не смог привезти дочери подарок из командировки. Тогда писатель нашел в кармане кукурузное зернышко, отдал дочке и сказал, что привез ей девочку Кукурузинку. Так появилась главная героиня сказки. По сюжету Кукурузинка и другие огородные растения возводят чудесный город Кукурпах, а затем дружно обороняют его от полчищ прожорливых мышей. Мораль на первый взгляд проста: дружба и трудолюбие, лежащие в фундаменте Кукурпаха, позволили ему расцвести и выстоять нападки врагов. При пристальном рассмотрении в сказке проглядывается социально-политический подтекст, касающийся хрущевских реформ. Однако от этого «Городок на бугре» не перестает быть доброй сказкой с веселыми песенками героев.

Т«Защитники города ликовали. И Перчик, и Репь Репьевич, и Старший Травинка, и Соломинка, и Одуванчик, и все-все жители дружного города Кукурпаха славили Кукурузинку — за выдумку, Пахтачка — за храбрость, светлячков — за помощь».

Другая ранняя повесть-сказка К. Я. Лагунова — «Зяблик» (1967) — полностью погружена в социально-политический контекст, так как ее сюжет развивается в годы гражданской войны. Мальчик Аркаша, прозванный Зябликом, по приказу красноармейцев проникает в деревню, занятую белогвардейцами. Герою в его миссии помогают говорящие растения и животные. На фоне голода и разрухи войны разворачивается сказочная история, где верность и дружба преодолевают любые препятствия.

Певец нефтяной Тюмени

Творчество Константина Лагунова для детей не ограничивается сказками и стихами. Из-под пера писатели вышли и реалистические произведения: документальные рассказы «Как искали тюменскую нефть» (1979), «Здравствуй, тюменская нефть» (1982) и сборник маленьких повестей «Звезда Семена Урусова» (1985). Они призваны познакомить детей и подростков с историей освоения нефтяных недр Тюменской области. В сюжетах участвуют реальные люди — известные буровики, газовики, авиаторы, строители, геологи и другие рабочие, которые внесли свой вклад в поиск и разработку западносибирских месторождений. К. Я. Лагунов в легкой форме рассказывает о трудностях, с которыми столкнулись пионеры тюменской нефтедобычи в таежных лесах, о силе человеческого духа и о «величие труда — главной ценности человечества».

Вертолёт.jpg Фото сгенерировано нейросетью

Не стоит забывать и рассказ «Над тайгой» (1985), повествующий о работе вертолетчиков в тюменской тайге.

«С той поры геологи-нефтеразведчики каждый год открывали все новые и новые нефтяные месторождения. На карте Тюменской области появлялись одно за другим крупные нефтяные месторождения — Усть-Балыкское, Сургутское, Мегионское, Самотлорское... Стала земля Тюменская самым богатым в стране нефтедобывающим районом».

 Освоение нефтегазовых богатств Сибири — одна из центральных тем в книгах Константина Яковлевича Лагунова, прежде всего в романе «Ордалия» (1970) о первооткрывателях сибирской нефти. Написанию книги предшествовала долгая работа в архивах, в том числе с засекреченными документами. В основу сюжета легла реальная история геологов, обнаруживших нефтяные месторождения в Западной Сибири в 30-е годы. «Ордалия» — это авторское осуждение геологической элиты, которая замалчивала подвиг первооткрывателей, и попытка восстановить справедливость. Позже вышел переработанный в угоду цензуры вариант романа под названием «Одержимые» (1974). По нему снят двухсерийный художественный фильм «На таежных ветрах» (1979) и поставлен спектакль в Тюменском драмтеатре. 

Возрастное ограничение: 0+


А историю, вдохновившую «Ордалию», писатель подробно изложил в документальной повести «Свадебный марш» (1984).

«В произведении в смертельной схватке сходятся добро и зло, герои, преданные совести и чести, и лицемерные карьеристы. Сибирская природа обнажает их нравственный выбор, корысть одних и трудную правду других».

Другой роман с нефтегазовой проблематикой — «Больно берег крут» (1979). Он повествует о первых сибирских нефтяниках, в которых автор видит настоящих героев эпохи освоения Тюменского севера. Эти люди одержимы своей работой и преданы общему делу. Они носители особого «сибирского характера», который выражается в непоколебимой стойкости, трудолюбии, честности, верности своим и коллективным идеалам. Эти же качества К. Я. Лагунов прославляет уже на примере реальных личностей в документальной повести «Жажда бури» (1981), посвященной нефтяникам Самотлора. По «Больно берег крут» снят телеспектакль.

Обладают «сибирским характером» и герои романа «Бронзовый дог» (1982). Это история о жизни заполярных газовиков и о личной драме главного героя, столкнувшегося с глубоким внутренним конфликтом. Среди северных просторов развивается нравственное противостояние между честными и трудолюбивыми нефтедобытчиками и лицемерным руководством, которое наплевательски относятся к рядовым рабочим. Роман читался как острая критика тюменского партийного руководства, из-за чего, как и «Ордалия», долгое время подвергался нападкам со стороны власть имущих.      

Летописец земли тюменской

Другая важнейшая тема для Константина Лагунова — история Сибири и людей, ее населяющих. В автобиографичном романе «Так было» (1966) рассказывается о жизни сибирской деревни времен Великой Отечественной войны. Основываясь на личных воспоминаниях, автор воссоздает суровый быт народа в военные годы и показывает героизм тружеников тыла, которые самоотверженно боролись за общую победу и собственное выживание. Повествование во многом документально, а некоторые герои списаны с реальных людей. Книга была инсценирована в Тюменском драмтеатре.

Заметной вехой в исторической прозе К. Я. Лагунова стал роман «Красные петухи» (1978) о крестьянском восстании в Западной Сибири 1921 года. Писатель много работал в архивах и встречался с живыми свидетелями тех трагических событий, чтобы понять, что же вынудило мужиков пойти против Советской власти, даровавшей им землю и свободу. В «Красных петухах» восстание представлено кулацко-эсеровским мятежом и безусловно осуждается, но еще показана его социально-политические причины и подчеркнута трагедия крестьян, ставших жертвой большого исторического слома. А уже в документально-публицистической повести «И сильно падает снег…» (1992) Константин Лагунов по-новому осмысляет сибирский бунт, признает его закономерным ответом крестьян на грабительскую политику красной власти. В конце концов оба произведения — правдивое свидетельство кровавых событий и попытка осмыслить их, поняв обе стороны конфликта. По «Красным петухам» поставлен спектакль в Тюменском драмтеатре.

«Я хочу, чтоб эта книга стала первой свечой, зажженной в память о безвинно убиенных в зиму 1920— 1921 года. В память о "белых " и "красных"; о тех, кто восстал и о тех, кто подавил восстание — о десятках тысяч человечьих душ, угодивших под колеса большевистского красного террора».

Интересовала Константина Яковлевича и религиозная жизнь Сибири. Ей посвящена документальная повесть «Иринарх» (1993) о миссионерской деятельности священника Ивана Шемановского на рубеже XIX-XX веков. Произведение представляет из себя жизнеописание отца Иринарха, просветителя северных народов, а главным мотивом служит непростой путь героя, его нравственные искания.    

Самым фундаментальным историческим сочинением в творчестве К. Я. Лагунова безусловно можно назвать роман «Отрицание отрицания» (1998), действие которого разворачивается в разных временных эпохах, от конца XVIII века до 80-х годов XX столетия. В философской эпопее автор на примере нескольких поколений сибирской семьи рассуждает о добре и зле, любви и ненависти, сострадании и жестокости и ищет путь к правде. «Отрицание отрицания» — это поучительная история о том, что мир постоянно меняется, но основополагающие нравственные ценности сквозь года остаются прежними.  

«Правда — хлеб души. Насущный и неприедаемый. Правда — родник животворный, вечно движущий и обновляющий жизнь. Поклоняющийся правде — благодарности достоин. Проповедующий правду — пророк. Душу положивший за правду — святой...»

Гражданин Тюмени

В своем творчестве Константин Лагунов обращался как к прошлому, так и к настоящему России и Тюменской области в основном через публицистику. К примеру, исповедальное эссе «Пред Богом и людьми» (1993), в котором писатель искренне повествует о жизни, работе, творчестве, духовных и нравственных исканиях, а в конце задает вопрос: куда движется страна и он вместе с ней. Или сборник «Портреты без ретуши» (1994) о литераторах Западной Сибири. Эта книга призвана бороться с упадком сибирской культуры, вызванным общественно-политической ситуацией в России 90-х. К. Я. Лагунов стремится напомнить землякам и рассказать молодежи о великих деятелях тюменской литературы. Даже в учебнике для журналистов «Через Голгофу на Олимп» (1995) Константин Яковлевич проявляет активную гражданскую позицию, рассуждая о проблемах новой эпохи, в которую вступила страна. Он не только делится с читателями журналистскими знаниями и мудростью, но и анализирует процессы, происходящие в современном ему обществе.    

«Что сильней всего угнетает и тревожит меня ныне? Катастрофическое, стремительное падение нравов. Духовное обнищание народа. Торжество звериных начал в человеке, в обществе, в стране».

Естественно, писатель осмыслял современность и в художественных произведениях. Эпоха перестройки и ее нравственная проблематика отражены в романе «Завтрак на траве» (1987). В нем выведена мелочная и тщеславная интеллигенция областного города, готовая ради бытовых удобств закрывать глаза на преступления власть имущих. А постсоветская действительность со всеми ее тяготами и лишениями показана в романах «Добыча дьявола» (1999) и «Абсурд» (1999), вышедших под одной обложкой. В них автор изображает духовную деградацию людей, говорит о нравственности, которая «задыхается в денежном мешке», и о культуре, которая «обмелела, растеклась, покрылась пеной». Эти философские романы — попытка заставить людей опомниться, спасти себя и свое Отечество, которое стало добычей дьявола и царством абсурда.

Болезненные темы, затронутые в «Добыче дьявола» и «Абсурде», перекочевали в роман «Самоеды» (2003), изданный уже после кончины Константина Лагунова. В предсмертной книге писатель обличает пороки современности и изображает социальные бедствия, захлестнувшие общество: неуемные похоть и алчность, распространение наркотиков, исчезновение нравственных ориентиров. Автор демонстрирует, как ломаются судьбы хороших людей, оскверненных жаждой богатств и удовольствий, и в последний раз предостерегает читателей от соблазна отказаться от вечных духовных ценностей в угоду мимолетным низменным благам. 




Игорь Грачев для Moi-portal.ru